Летние изменения в поиске Яндекса

Несмотря на то, что лето традиционно является периодом отпусков, похоже, в поисковом департаменте Яндекса вовсю кипела и кипит работа. Ибо нововведения в поиске продолжают появляться одно за другим.

Начнем с того, что в начале июня в блоге разработчиков Яндекса устами Платона Щукина было заявлено об изменениях в учете директивы canonical, а именно, что "атрибут rel со значением canonical элемента link теперь рассматривается как указание на главное зеркало в группах зеркал сайтов с www и без www, а также с http и https". Вместе с тем Платон Щукин подчеркнул, что "межхостовый атрибут все ещё не поддерживается, поэтому, если отдельные страницы будут содержать атрибут с такими указаниями, как неканонические, они из поиска не выпадут". Да и на соответствующей странице Яндекс.Помощи указано, что "робот Яндекса не учтет канонический адрес, если: ... В качестве канонического адреса указан URL в другом домене или поддомене"

Однако мне удалось встретить в отчетах сервиса Яндекс.Вебмастер самое что ни на есть прямое подтверждение, что страница на одном поддомене признана канонической для страницы с другого поддомена:

Причем здесь идет речь не о склейке поддоменов, а именно о консолидации отдельных страниц. Возможно, расширение функционала директивы canonical вызвало вот такие любопытные артефакты. Что ж, нововведение скорее положительное, а если еще и заработает междоменный canonical, то это будет однозначный плюс.

Но на этом Яндекс в изменении своего взгляда на директиву canonical не успокоился. В начале июля последовал анонс нового отношения Яндекса к директиве canonical, который я анализировал в своей предыдущей статье «Неканонический canonical». Вкратце – Яндекс заявил, что будет игнорировать директиву canonical в том случае, если сочтет, что контент страниц, указанных как каноническая и неканоническая, существенно различается.

По горячим следам анонса я высказал надежду, что директива canonical будет игнорироваться только в случае, если неканоническая страница будет сочтена действительно полезной и качественной. Однако, увы, практика показала, что неканонические страницы запросто удаляются Яндексом из индекса как некачественные:

То есть по сути директива canonical перестала быть удобным инструментом для консолидации страниц, контент которых может различаться (например, страниц пагинации, сортировки, результатов фильтрации и т.п.). И если для конкретного сайта игнорирование директивы canonical с последующим признанием неканонических страниц некачественными будет носить массовый характер, то, на мой взгляд, будет целесообразным отказываться от использования этой директивы в пользу 301-го редиректа для индексирующих ботов. Так что данное нововведение представляется мне однозначно со знаком «минус», так как сильно ограничивает возможность управления консолидацией страниц сайта.

В середине августа произошло изменение в интерфейсе поиска Яндекса, не удостоившееся официального анонса. Тихо и незаметно из меню дополнительной информации сниппетов поисковой выдачи исчез пункт «Показать еще с сайта». Причем, на момент написания статьи упоминание об этом пункте еще сохраняется в соответствующем разделе Яндекс.Помощи. И пока еще можно увидеть, как это меню выглядело еще совсем недавно:

А вот как это меню выглядит в поисковой выдаче сейчас:

Вместо пункта «Показать еще с сайта» появились пункты «Информация о сайте» и «В избранное», не имеющие отношения к поисковому функционалу. 

О том, что это отнюдь не случайность, свидетельствует и исчезновение поиска по сайту из фильтров расширенного поиска:

Причем, в данном случае соответствующая страница Яндекс.Помощи это изменение зафиксировала оперативно.

В общем, в Яндексе отчетливо прослеживается тенденция к упрощению поискового функционала. Так сказать, возврат от сложных форм к простым. Можно это называть архаизацией, можно дебилизацией, но суть от этого не меняется. Времена Кубка Яндекса по поиску давно канули в лету, поисковые инженеры теперь думают над тем, как избавить пользователя от необходимости думать. Такое впечатление, что эволюция поискового интерфейса Яндекса медленно, но верно идет к аналогу легендарной гугловской кнопки «I’m Feeling Lucky» («Мне повезет»), но с той разницей, что она будет единственной и выдавать ответ будет с наиболее подходящего яндексовского сервиса.

Хотя, следует признать, что физически возможность поиска по сайту не исчезла, пока еще функционируют get-параметр site

и поисковый оператор site:

Исчезла только возможность воспользоваться этой функцией, используя интерфейс.

Что же касается Google, то у него также нет возможности поиска по сайту ни из сниппетов, ни из инструментов поиска на странице выдачи. Однако у него есть такая возможность на странице расширенного поиска, аналог которой в Яндексе на данный момент отсутствует. Конечно, пока функционал поиска по сайту в Яндексе физически существует, это нововведение нельзя считать сколько-либо значимым в плане ограничения возможностей для анализа поисковой выдачи, но сам по себе звоночек, на мой взгляд, тревожный.

И наконец, 20 августа 2019 года Яндекс объявил об изменении правил работы с контентными зеркалами. Суть изменений заключается в том, что Яндекс теперь не будет склеивать полные дубли сайтов. Склейка зеркал сайтов будет осуществляться только через 301-й редирект. 

Таким образом Яндекс наконец-то прикрыл одну очень неприятную дыру в алгоритме склейки зеркал. Дело в том, что разместив на подконтрольном домене копию чужого сайта, можно было рассчитывать на то, что при склейке зеркал Яндекс может назначить главным зеркалом именно ваш дубликат, а не чужой оригинал. Соответственно, весь поисковый трафик и все внешние поисковые сигналы оригинала перетекали при склейке к главному зеркалу, то есть подконтрольному злоумышленнику сайту. Ну, а как дальше распоряжаться полученным добром, это уже зависело целиком от его фантазии. 

Самое интересное, что когда владелец оригинала, обнаружив, что его сайт стал второстепенным зеркалом неподконтрольного ему дубликата, обращался в Яндекс, то он получал от Платона Щукина стандартный отлуп, о том, что "вручную расклеить сайты возможности нет, так как процесс автоматизирован", с предложением решать проблему с хостером сайта-дубликата или радикально изменить контент своего сайта, чтоб могла сработать автоматическая расклейка: 

В общем, данное нововведение Яндекса можно только всячески приветствовать как несомненно оздоравливающее поисковую экосреду. Здесь поисковым инженерам Яндекса можно поставить однозначный зачёт.

preview Что нужно знать о поведенческих факторах

Что нужно знать о поведенческих факторах

Вся необходимая информация + чек-лист
preview Как работает алгоритм локального поиска Google

Как работает алгоритм локального поиска Google

Когда речь заходит об алгоритмах Google, то существует большая разница между тем, как они обрабатывают органические и локальные результаты...
preview Переход на https в 2019 году - теперь точно пора?

Переход на https в 2019 году - теперь точно пора?

Есть ли смысл в 2019 году переходить на использование безопасного протокола
preview Digital-осень 2019: обзор бизнес-мероприятий, которые 
стоит внести в календарь

Digital-осень 2019: обзор бизнес-мероприятий, которые 
стоит внести в календарь

IT, digital, PR, e-commerce, mobile-world, стартапы – все самое актуальное и вкусное
preview Как сделать красивое письмо без дизайнера

Как сделать красивое письмо без дизайнера

Создать макет email можно даже если вы никогда до этого не занимались дизайном
preview 5 частых возражений против SEO

5 частых возражений против SEO

Как часто вы слышали разные возражения против SEO за последние годы? Убедить клиентов и руководство в том, что поисковой оптимизацией стоит заниматься, – это лишь полдела