Йоханнес Мелем: «Хороший сайт легко найти не только в основной выдаче, но и в вертикальном поиске Google»

Рынок поискового продвижения в каждой стране мира уникален и имеет свои особенности. Хотя специалисты на Западе вынуждены работать преимущественно с поиском Google, процесс этот в каждом регионе протекает по-своему. Специфическими особенностями обладают и профессиональные сообщества в различных странах.

В интервью изданию OnPage.org сотрудник команды качества поиска Google Йоханнес Мелем (Johannes Mehlem) рассказывает о рынке поиска в германоязычных странах, специфике работы в крупнейшей в мире корпорации и дает несколько полезных советов вебмастерам.

Вопрос: Почему вы приняли решение работать в Google? Как вообще пришла идея «борьбы со спамом»?

Йоханнес Мелем: Я начал интересоваться интернет-маркетингом с тех пор, как в 2008 году стал изучать дисциплину «Менеджмент в онлайн-медиа». Мне всегда была близка концепция Google. С особым интересом я смотрел видео Мэтта Каттса (Matt Cutts) для вебмастеров на YouTube. В перерывах между бакалавриатом и магистратурой я работал в одном агентстве по интернет-маркетингу в Сингапуре, а во время обучения в магистратуре в Великобритании мне посчастливилось попасть на работу в команду качества поиска Google регионального подразделения EMEA. Штаб-квартира представительства компании находится в Дублине.

Для меня поиск Google – невероятно интересный и постоянно меняющийся продукт. Его концепция импонирует развитому во мне чувству повышенной справедливости и любви к порядку. Вот почему работа аналитика, специализирующегося на обнаружении поискового спама в интернете, оказалась для меня идеальным вариантом.

Вопрос: Как лично вы воспринимаете рынок SEO в Германии? Насколько высоко он развит в сравнении с рынком поиска США?

Йоханнес Мелем: Если вы попросите меня охарактеризовать рынок SEO в Германии, то на память приходят сразу три ключевых понятия: внимание к аналитике, ощущение единства в сообществе профессионалов, быстрое развитие отрасли.

1. В круг задач профессионалов в области маркетинга по всему миру входит работа по исследованию рынка; анализ конкурентов; отслеживание степени представленности ресурса в интернете. В Герани этому аспекту уделяется особое внимание. Не случайно, в мировой SEO-отрасли исторически наблюдался большой процент германских компаний-разработчиков серьёзных инструментов аналитики. Большая часть продуктов создана, благодаря высокому развитию вычислительных мощностей в стране.

2. Я ощущаю, что SEO-профессионалов в Германии объединяет дух сопричастности к общему делу. В нашей стране проходит несколько крупных отраслевых событий, которые собирают профессионалов из ряда германоязычных стран. Мероприятия на момент проведения становятся единой площадкой для обмена опытом и знаниями. В Германии уже сформировано мощное SEO-сообщество, состоящее из самых авторитетных профессионалов. Между специалистами налажен постоянный обмен мнениями, и царит атмосфера доверия. В то же время, сегодня активные позиции набирает сообщество молодых профессионалов. Эти люди, без сомнения, приносят новые веяния в отрасль, их взгляды на привычные вещи могут отличаться от устоявшихся моделей.

3. Мы регулярно следим за состоянием отрасли германоязычного рынка. И можно сделать вывод, что она очень быстро адаптируется к изменениям, отвечая на них разработкой новых стратегий и подходов к продвижению. Надеемся, что в ближайшее время большинство германоязычных сайтов будет лучше адаптировано под мобильные устройства. Это позволит заметно улучшить пользовательский опыт.

Возвращаясь к вашему вопросу о специфике двух различных рынков – Германии и США, – хочу отметить главное: произвести их детальный сравнительный анализ практически невозможно. Во многом это обусловлено тем, что в своей работе интернет-маркетологи США и Германии преследуют слишком разные цели. Соответственно, разной будет и направленность их деятельности.

Уровень профессионализма и качество работы могут быть измерены лишь одним критерием: насколько качественные и кастомизированные решения предлагают профессионалы пользователям, и насколько эти решения удовлетворяют потребностям общества. В Германии сектор поискового маркетинга слишком заметно коррелирует с уровнем ВВП, поскольку сегодня сбыт товаров на государственном уровне происходит именно в интернете. Практически у всех крупных корпораций, заметно влияющих на экономику страны, сегодня есть представительства в глобальной сети. Таким образом, SEO в Германии всегда будет тем заметным сегментом, который способен не просто учитывать характеристики аудитории и продвигать продукт к потребителю, но и влиять на рынок и экономику в целом. И всё же, поисковая оптимизация всегда будет оставаться лишь частью огромной цифровой индустрии и мощной экономической экосистемы в интернете, помогая развивать бизнес традиционных агентств, специализирующихся на создании цифровых продуктов.

Вопрос: Важной частью вашей работы становится выявление любых попыток манипулирования выдачей и своевременная реакция на эти действия. Есть ли что-то, что сегодня вас особенно беспокоит в этой сфере?

Йоханнес Мелем: Если говорить в общем, то меня беспокоят попытки манипулирования выдачей в любых их проявлениях. Однако если говорить о нарушениях в глобальном смысле, то сегодня меня больше всего настораживает почтовый фишинг. Размах преступности впечатляет: прикрываясь логотипами крупных и авторитетных брендов, мошенники всеми возможными способами пытаются переманить ничего не подозревающих пользователей на поддельные сайты. Там людей могут вынудить оставить персональные данные, включая банковские платежные реквизиты. Хочу поблагодарить коллег из отдела по борьбе с почтовым спамом за отличную работу. Благодаря их усилиям, сервис Gmail стал гораздо более безопасным и умеет быстро и безошибочно распознавать все подобные сообщения.

Если говорить о веб-спаме в чистом виде – отмечу, что самый большой негатив у меня вызывают сайты, которые создаются, прежде всего, для поисковых систем, а не для пользователей. Само собой разумеется, что страницы таких сайтов не соответствуют условиям наших Рекомендаций по обеспечению качества. Считаю также, что, прибегая к подобным мерам, компании и вебмастера дискредитируют себя в глазах посетителей и потенциальных клиентов.

Вопрос: Помимо основной деятельности в компании, вы также ведете версию блога Google для веб-мастеров в Германии (German Webmaster Central), который, по различным оценкам, является одним из самых популярных среди оптимизаторов. Можете ли вы порекомендовать ресурсы и документы, с которыми в обязательном порядке должен ознакомиться каждый уважающий себя SEO-специалист?

Йоханнес Мелем: На самом деле, в интернете достаточно много ресурсов, посвященных SEO. Попробую выделить несколько наиболее важных источников. Большую работу сегодня проделала команда Google, которая предоставляет поддержку вебмастерами по всему миру. Попробую классифицировать эти источники в зависимости от уровня вебмастеров и их потребностей:

1. Для тех, кто хочет создать сайт, но не знает, с чего начать, полезным будет ресурс Webmaster Academy (Module 1 — Make a great site). Тут собрана вся базовая информация о современном вебе. В обучающем модуле рассматриваются вопросы выбора тематики сайта; создания веб-ресурса, содержащего качественный контент; сделан акцент на технической стороне вопроса.

2. Если у начинающего специалиста уже есть свой сайт, и он желает лучше понять, как Google и другие поисковые системы воспринимают ресурс и индексируют его контент, полезно будет изучить советы, представленные на страницах Webmaster Academy (Module 2 — Learn how Google understands your site). Здесь рассматриваются базовые принципы работы поисковой системы, рассказывается о том, как проверить наличие страниц в индексе Google. Документ приближает пользователя к пониманию основного документа Google – Рекомендации для веб-мастеров.

SEO Starter Guide – полезный вводный гайд, где рассматриваются все тонкости поисковой оптимизации.

SEO One-pager – здесь на одной странице скомпилированы все важнейшие аспекты, которые следует знать начинающему свою практику специалисту.

Search Console (ранее – «Инструменты Google для веб-мастеров»). По большому счету, это эффективное средство коммуникации между Google специалистами. Сервис позволяет анализировать поисковый трафик, получать подробную информацию о сканировании и индексировании страниц сайта.

3. Если у специалиста уже есть сайт, который индексируется в Google; вебмастер успешно освоил Search Console и хочет повысить свой профессионализм или устранить ряд проблем, чтобы лучше продвигаться в поиске – имеет смысл обратить внимание на следующие ресурсы и сервисы:

«Сайты для мобильных» – самое полное руководство о том, как оптимизировать свой сайт под мобильные устройства. Главным образом, под смартфоны.

Search Console Help – справочный ресурс, посвящённый тонкостям работы с сервисом для вебмастеров Google Search Console.

Google Webmaster Central blog – блог Google для веб-мастеров, созданный специально для того, чтобы держать специалистов в курсе последних новостей и разработок.

Google Webmaster Central forum – на форуме для вебмастеров можно получить ответы от профессионалов на более детальные и специфичные вопросы.

Во время хэнгаутов (Google Webmaster office hours) ведущие специалисты Google отвечают на вопросы отраслевых специалистов.

Следует учитывать, что темы, освещаемые на перечисленных ресурсах, могут дублироваться, поэтому профессионалам рекомендуется уделять больше времени работе с Search Console.

Что касается сторонних ресурсов, то я бы порекомендовал почаще следить за новостями отрасли на сайте Search Engine Land, подписаться на тематические аккаунты в Google+ и Twitter. Лично я периодически читаю блог MOZ и другие менее известные профессиональные ресурсы.

Вопрос: Какое значение вы придаете внутренней оптимизации веб-сайта? Насколько она важна для успешного ранжирования в поиске? 

Йоханнес Мелем: На сегодняшний день внутренняя оптимизация сайта – это очень сильно недооцененный фактор. Работа над технической оптимизацией сайта требует от специалиста определенного мастерства и изначально должна закладываться в основу концепции веб-сайта. Качественная оптимизация страниц напрямую влияет на юзабилити и удовлетворённость пользователя ресурсом, как следствие, должна быть основой любой стратегии онлайн-продвижения.

Традиционно, мы не даем вебмастерам прямых советов, которые могли бы способствовать лучшему ранжированию их сайтов. Наша цель – побудить специалистов следовать основному принципу Google: а именно, сосредоточиться на потребностях пользователей. Создание веб-сайтов, удовлетворяющих всем требованиям пользователей, может быть слишком трудной задачей. Однако именно эта часть деятельности будет приобретать все большее значение в будущем. В частности, для крупных ресурсов понимание принципов сканирования и индексирования становится критически важным аспектом. Хороший сайт легко найти не только в основной выдаче Google, но и в поиске по новостям, в Google Now, в Сети знаний. Кроме того, качественно оптимизированный ресурс должен содержать структурированные данные.

На самом деле, не существует какого-то магического мета-тега, который бы обеспечил сайту более успешную индексацию, способствовал бы его быстрому сканированию и эффективному продвижению в поиске. Успешная индексация – это всегда удачное сочетание совокупности различных факторов. И специалисту важно помнить об этом.

Ну и наконец, последняя рекомендация: сайт никогда не продвинется в поиске, если система не сможет грамотно распознать его содержимое. Это, пожалуй, то, о чём никогда не следует забывать.

Редактор-переводчик портала Searchengines.ru, работает на сайте с 2010 года. Специализируется на западном интернет-маркетинге, новостях социальных сетей и поисковых систем.

Постоянно принимает участие в профильных семинарах и конференциях в качестве журналиста-обозревателя.
Языки: английский, французский.