«Закон Яровой» противоречит уголовно-процессуальному законодательству

Подзаконные акты к «закону Яровой», разработанные Минкомсвязью, расходятся с уголовно-процессуальным законодательством. Как сообщает «Коммерсант», со ссылкой на письмо Центра защиты цифровых прав, направленного главе Минкомсвязи Николаю Никифорову, чтобы избежать противоречия, на сроки хранения сообщений пользователей необходимо установить лимит до 24 часов в общем случае, или шести месяцев для конкретных лиц по решению суда.

В Центре защиты цифровых прав не согласны с проектом постановления, внесенным Минкомсвязью в правительство в начале ноября, поскольку этот документ предполагает введение поэтапного увеличения сроков хранения трафика - с одного месяца в 2018 году до предусмотренных законом шести месяцев в перспективе. Это противоречит УПК РФ, поясняет партнер Центра защиты цифровых прав Саркис Дарбинян:

«Ограничение права на тайну переписки и телефонных переговоров возможно только на срок до 48 часов, после чего необходимо получить судебные санкции либо прекратить запись и хранение сообщений. В исключительных случаях допускается хранение данных граждан в течение 24 часов, после чего необходимо направить в суд уведомление о том, что начался перехват данных».

Ограничение конституционного права граждан на тайну связи возможно только на территориях, где введен режим контртеррористической операции или на основании судебного решения при проведении следственных и оперативно-разыскных мероприятий, следует из письма. Запись и контроль телефонных и других переговоров может вестись до полугода.

Эксперты, опрошенные «Коммерсантом», сходятся во мнении, что подзаконные акты закона Яровой противоречат текущему законодательству. Участники телеком-рынка полагают, что изначальное решение Минкомсвязи хранить данные от одного месяца в 2018 году до предусмотренных законом шести месяцев в перспективе вызовет со стороны граждан недовольство, поэтому не исключены случаи подачи исков о нарушении конституционных прав с требованием компенсации.

Напомним, «закон Яровой» был подписан президентом России 7 июля 2016 года и должен вступить в силу 1 июля 2018 г. С этой даты российские операторы связи и интернет-провайдеры будут обязаны по полгода хранить весь трафик своих клиентов и три года – информацию о самих фактах передачи информации. А у интернет-сервисов возникнет обязанность передавать правоохранительным органам ключи для расшифровки как трафика в целом, так и отдельных сообщений пользователей.

В январе 2017 года «закон Яровой» был признан одной из самых жестких мер по защите данных в мире.

 

 

preview Google добавил больше информации на панели знаний для товаров

Google добавил больше информации на панели знаний для товаров

Google обновил панели знаний для товаров в мобильной выдаче
preview Google объяснил, почему ранжирование готовых ответов так нестабильно

Google объяснил, почему ранжирование готовых ответов так нестабильно

SEO-специалисты знают, что ранжирование готовых ответов Google (featured snippets) очень нестабильно: два сайта могут попеременно сменять друг друга, даже если на их страницах...
preview Mozilla заменила поиск Yahoo на Google в новом браузере Firefox Quantum

Mozilla заменила поиск Yahoo на Google в новом браузере Firefox Quantum

Mozilla объявила о досрочном прекращении поискового сотрудничества с Yahoo. В новом браузере компании, Firefox Quantum, поисковой системой по умолчанию будет Google...
preview AppMetrica запустила инструментарий для рассылки push-кампаний

AppMetrica запустила инструментарий для рассылки push-кампаний

Команда AppMetrica представила инструментарий для разработчиков, который позволяет рассылать push-кампании, минуя интерфейс сервиса
preview Google Analytics для Firebase получил новое оформление

Google Analytics для Firebase получил новое оформление

Google обновил дизайн инструмента Google Analytics для Firebase, который позволяет отслеживать активность пользователей мобильных приложений
preview Еврокомиссия готовится оштрафовать Google по делу AdSense

Еврокомиссия готовится оштрафовать Google по делу AdSense

Европейская комиссия готовит новый антимонопольный штраф в адрес Google. На этот раз – по делу Google AdSense. Об этом сообщает The Telegraph со ссылкой на свои источники