Международные последствия закона Яровой не заставили себя ждать. Как сообщает «Коммерсант», со ссылкой на специалистов Института исследований интернета (ИИИ), под него подпадают все российские структуры зарубежных операторов.
Если им придется раскрыть персональные данные пользователей спецслужбам, это приведет к нарушению европейского регламента о защите личной информации. Сложности могут возникнуть и у иностранных интернет-сервисов, зарегистрированных в РФ в качестве организаторов распространения информации. К такой категории Роскомнадзор относит около десяти компаний, включая мессенджер Telegram, разработчика браузера Opera Software и сервис знакомств Badoo.
Необходимость исполнения требований закона Яровой, вступающих в силу 1 июля 2018 года, и одновременно европейского регламента «О защите физических лиц при обработке персональных данных и свободном обращении таких данных» (GDPR), вступающего в силу 25 мая 2018 года, может привести к сокращению присутствия иностранных компаний на российском рынке телеком-услуг, если не к полному их уходу. Одна из крупнейших таких компаний — Orange (входит во France Telecom и работает в 220 странах), которая имеет в России подразделение и лицензии на оказание услуг по передаче данных и голосовой связи, - уже изучает возможные риски.
Для иностранных онлайн-сервисов требования по сбору и хранению персональных данных пользователей и их раскрытию по запросам служб безопасности также несут высокие репутационные риски, уверена директор по стратегическим проектам ИИИ Ирина Левова. Применение законов о персональных данных в российском праве ограничено «по национальному принципу», подтверждает она, но при этом интернет-услуги не предоставляются по такому признаку: даже если регистрационные формы содержат графу о гражданстве пользователя, проверить достоверность предоставленной информации не представляется возможным.
«Потенциально на минимизацию рисков в правовом поле окажет влияние то, каким образом правительство РФ определит порядок, сроки и объем хранения информации в подзаконных актах, которые еще не приняты. Пока решение этой проблемы для компаний не очевидно»,— поясняет эксперт.
Под действие закона Яровой также могут подпадать сайты иностранных СМИ (BBC, CNN и т. п.) или торговые онлайн-площадки, которые проводят регистрацию пользователей. К примеру, Alibaba Group будет развивать в России площадку Tmall, и там тоже будет регистрация с персональными данными, а по закону все компании, работающие с ними, должны быть внесены в госреестр. Такие компании либо будут соблюдать российские законы, либо будут вынуждены уйти с рынка.
Напомним, о том, что закон Яровой нарушит новый регламент Евросоюза, специалисты ИИИ предупреждали еще в июле. Нарушение новых европейских норм обработки данных, в том числе иностранными компаниями, может повлечь за собой серьезные штрафы – до 20 млн евро или до 4% от годовой глобальной выручки в зависимости от того, какая сумма больше. Если рассчитывать штраф, отталкиваясь от последней цифры, большой четверке российских операторов придется заплатить штраф суммарным размером около 45 млрд руб.